Всероссийский бесплатный анонимный телефон доверия для детей и их родителей:
8 (800) 200-01-22
3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учёт возрастных особенностей детей.
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Важным направлением работы МБДОУ является создание предметно-пространственной развивающей среды (ППРС), построенной на принципах личностно-ориентированного подхода к образовательному процессу, на создание необходимой научно-педагогической, методической информационной базы.
МБДОУ оснащено необходимым современным оборудованием, мебелью, игровыми модулями, мягким инвентарём в соответствии с требованиями ФГОС ДО и СанПиН.
Вид помещения, функциональное использование |
Оснащение |
Кабинет директора - административная работа - консультации - беседы - оформление документов |
- шкафы для документов - стол письменный с приставкой - компьютер - принтер - телевизор |
Методический кабинет - осуществление методической помощи педагогам; - организация консультаций, семинаров, педсоветов; - выставка дидактических и методических материалов для организации работы с детьми по различным направлениям развития; - выставка изделий народно – прикладного искусства; |
- библиотека педагогической и методической литературы; - библиотека периодических журналов; - пособия для занятий; - опыт работы педагогов; - материалы консультаций, семинаров, - наглядно – дидактический материал; - изделия народных промыслов: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома, Палех, Жостово, матрёшки, Богородские игрушки; - скульптуры малых форм (глина, дерево), - игрушки, муляжи, гербарий, коллекции семян растений и др. |
Кабинет директора - административно-хозяйственная работа - беседы - оформление документов -проведение инструктажа |
- шкафы для документов - стол письменный - компьютер - принтер
|
Бухгалтерия - финансово-хозяйственная работа - беседы - оформление документов |
- шкафы для документов - столы письменные - компьютеры - принтеры
|
Групповые комнаты (12) Организация образовательной деятельности разных направлений развития детей; Совместная деятельность; Самостоятельная деятельность детей; индивидуальная деятельность, организация приема пищи, оздоровительные мероприятия и т.д.
|
- детская мебель для практической деятельности; - книжный уголок; - уголок для изодеятельности; - игровая деятельность: Атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «семья», «магазин», «парикмахерская», «библиотека» и др., игровой материал; развивающие игры по разным направлениям развития детей, головоломки, пазлы, мозаики, настольно – печатные игры, лото; конструкторы разных видов; -природный уголок; - различные виды театров. - физкультурно-оздоровительный уголок: спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания; оборудование для ОРУ и ОВД, шапочки для подвижных игр. - Мини-музей предметов народного быта, народной культуры. |
Спальное помещение (12) - дневной сон, - гимнастика после сна;
|
- спальная мебель; - прикроватные коврики; - физкультурное оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики, тест – дорожки для профилактики плоскостопия. |
Раздевальная комната (12) - информационно – просветительская работа с родителями. - одевание и раздевание детей |
- шкафчики для раздевания детей; - коврики - лавочки - родительский уголок и уголки для размещения информации специалистов; - выставки детского творчества; - наглядно – информационный материал для родителей; - физкультурное оборудование для использования на прогулке. |
Кабинет логопеда (логопункт, подготовка к обучению к школе) - Индивидуальные и групповые занятия с детьми по коррекции речи; - консультативная работа с родителями по коррекции речи детей. - занятия по подготовке детей к обучению в школе. |
- магнитно – маркерная доска; - большое настенное зеркало; - дополнительное освещение у зеркала; - стол и стулья для логопеда и детей; - шкаф для методической литературы и пособий; - наборное полотно, фланелеграф, - индивидуальные зеркала для детей. - методические и дидактические пособия по развитию речи; - методические и дидактические пособия по подготовке детей к обучению в школе. |
Музыкальный зал, кабинет музыкального руководителя (104 кв.м.,) - НОД музыкально-художественной деятельности; - индивидуальная работа с детьми и педагогами; - тематические досуги и развлечения; - театральные представления; - праздники и утренники; - ритмика; - хореография; - родительские собрания и прочие мероприятия для родителей. - развлечения и праздники; - консультативная работа с родителями и воспитателями. |
- библиотека методической литературы, сборники нот; - шкаф для пособий, игрушек, атрибутов и пр. материала; - музыкальный центр; - электропианино; - разнообразные музыкальные инструменты для детей; - фонотека; - различные виды театров; - ширмы для кукольного театра; - детские и взрослые костюмы; - станок хореографический; - детская ударная установка; - мультимедийное оборудование (доска, проектор, ноутбук); - ковры -2. |
Физкультурный зал, кабинет инструктора по физкультуре (104 кв.м.) - физкультурные занятия с детьми; - индивидуальная работа с детьми и педагогами; - спортивные досуги; - спортивные развлечения и праздники; - занятия дополнительного образования; - консультативная работа с родителями и воспитателями. |
- методическая литература; - стеллажи для пособий, игрушек, атрибутов и пр. материала; - спортивное оборудование для занятий; - музыкальный центр; - фонотека; - скамейки гимнастические – 5 шт.; - ковёр – 2; - тренажеры – 6 шт.; - сухой бассейн с шариками; - коврики индивидуальные; - детский игровой щит; - щиты для метания – 2; - детская стенка малая с перекладиной; - башня для лазанья с канатом; - детская шведская стенка с канатом и кольцами. - баннер с видами спорта |
Спортивная площадка - физкультурные занятия с детьми в теплый период года; - индивидуальная работа с детьми; - спортивные досуги, развлечения и праздники; - спортивные игры: футбол, баскетбол, волейбол |
Мягкое покрытие площадки. - ворота футбольные; - щиты баскетбольные с сеткой; - сетка волейбольная. |
Кабинет педагога-психолога - сенсорное развитие; - коррекционная работа; - эмоциональная разгрузка; - развитие речи; - развитие мелкой и общей моторики; - физическое развитие; |
- магнитно – маркерная доска; - дидактические игры на развитие психических функций – мышление, внимание, память, воображение; - дидактический материал по развитию речи; - музыкальный центр, фонотека; - многофункциональные световые модули, - световой модуль для рисования песком и др. |
Кабинет дополнительного образования (изостудия «Волшебная кисточка», обучение английскому языку) - занятия по изобразительной деятельности; - занятия по английскому языку; - кружковая работа художественно-эстетического и лингвистического направления; - выставки изобразительной деятельности; |
- стол и стулья для педагога и детей; - шкаф для методической литературы и пособий; - методические и дидактические пособия; - магнитно-маркерные доски (настенная и напольная) - стенды для иллюстраций и выставок; -оборудование для изобразительной деятельности; - образцы народно-прикладного искусства народов России и КЧР. - изделия народных промыслов: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома, Палех, Жостово, матрёшки, Богородские игрушки; |
Музейная комната «Старинная изба» Ознакомление детей с историко-культурным наследием России и КЧР |
Предметы быта: прялка, коромысло, чугунок, деревянные ложки, посуда, самовар, полки, национальная одежда, платки, головные уборы. Декорации: печка, кукла в национальном костюме, люлька, лоскутное одеяло, салфетки, скатерть. |
Театральная студия - приобщение детей к театральной культуре - развитие творческих способностей |
Декорации: домик с зайцем к сказке «Заюшкина избушка», теремок с элементами русской избы, деревья сезонные, ёлки, полянка с цветами, элементы костюмов к сказкам, маски Баннеры – иллюстрации к сказкам |
Зимний сад - ознакомление детей с природой - экологическое воспитание |
- комнатные растения, - сухой ручей, - озеро с утками, - мостик, - лавочка с куклами (дедушка и бабушка) - картины и баннеры с видами природы |
Клуб любителей шахмат и шашек -приобщение детей и родителей к совместным играм -интеллектуальное воспитание |
- столы - стулья - шашки - шахматы - доски для игр |
Центр «Мы живём в России» -гражданско – патриотическое воспитание |
- картины и баннеры с государственной символикой и видами России, КЧР и Черкесска - стенд «Мы живём в России» - флаги России и КЧР - стенд «Чтим великий День Победы» - декорации: вечный огонь |
Центр «Городок ПДД» - привитие норм безопасного поведения, ОБЖ - ознакомление с ПДД |
- наборы знаков, жезл - набор картин «Моя улица» - баннер напольный «Перекрёсток» - баннеры и стенд «Изучаем ПДД» - машины - светофор напольный - пост ГИБДД |
Центр «Жизнь детского сада» Ознакомление родителей и гостей МБДОУ с проведёнными мероприятиями |
- стенд-фотовыставка «Наши праздники и будни» - стенд-выставка рисунков «Изобразительное искусство» - выставка творческих работ в соответствии с планом работы - аквариум - флорариум
|
В группах подобран и эстетично оформлен материал для успешного осуществления образовательной деятельности: игровое оборудование, пособия для занятий, игровой и трудовой деятельности, с учетом требований образовательной программы. Имеются в наличии ТСО: магнитофоны, музыкальные центры, телевизоры с набором записей детской музыки и мультфильмами, а так же познавательными фильмами для дошкольников.
Предметно – развивающая среда в МБДОУ способствует развитию ребенка по всем направлениям. Все группы оснащены в соответствии с возрастом, полом детей, оборудованием для образовательной, совместной, самостоятельной деятельности дошкольников.
При оснащении игровых уголков созданы условия, стимулирующие мыслительную и свободную, самостоятельную речевую деятельность детей. Спроектированная таким образом предметно-развивающая среда группы даёт ребёнку новые средства и способы познания и преобразования мира, побуждает детей к общению между собой и воспитателем, тем самым формируется познавательная и речевая активность детей.
Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребенок имел выбор деятельности, мог реализовать свои интересы, потребности. Пространство детского сада – особая среда творческой жизнедеятельности, которая постоянно изменяется.
Формы работы разнообразны: интегрированная образовательная деятельность, проектная деятельность, беседы, праздники, конкурсы, наблюдения, игры и др.
В группах имеются физкультурно-оздоровительные уголки для удовлетворения потребностей детей в двигательной деятельности, развивающие центры, уголки для знакомства с правилами движения, книжные уголки и для ознакомления с природой, уголки по изобразительной деятельности и для развития мелкой моторики, театрально – музыкальные зоны, а также игровые уголки и творческие лаборатории. В каждой группе предусмотрен уголок уединения: домик, палатка, удобный диванчик, отгороженный ширмой, где ребёнок может побыть один с любимой игрушкой или посмотреть фотографии своей семьи.
Коридоры украшают картины, банеры, стенды «Инклюзивное образование», «Дополнительное образование», «Наши праздники и будни» - фотомонтажи о проведённых мероприятиях, совместной деятельности детей, родителей и педагогов по разным направлениям образовательного процесса, «Изобразительное искусство» - работы детей или совместно с родителями.
В МБДОУ имеются 4 больших холла, оформленные для занятий с детьми по направлениям: «Дорожное движение», «Здравствуй, сказка», «Экологическое воспитание», «Гражданско-патриотическое воспитание».
На территории МБДОУ имеется 2 спортивные площадки, цветники, огород.
Библиотечный фонд методического кабинета и групп постоянно пополняется новой методической и детской художественной литературой.